|
На данной страничке представлен конспект коррекционно-развивающего часа по теме "Мои руки, мои ноги". На этом уроке вызываются и закрепляются положительные эмоциональные реакции через формирование способности улавливать телесные ощущения.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только зрительного и слухового анализатора. Речь идёт о различении поверхностей предметов на ощупь( мягкий- твёрдый, шершавый- гладкий и др.), определении их некоторых механических свойств, температуры( горячий- холодный), весовых категорий, вибрационных возможностей, других признаков. С помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении их в пространстве, качестве различных материалов. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания даёт более высокие результаты в познании, а так же способствует формированию единого образа предмета и точному пониманию значения соответствующего ему слова- названия. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна пассивная и недостаточная целенаправленная осязательная деятельность, асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности. А так же дети ориентируются на отдельные, часто несущественные признаки объекта, осязательные движения детей при обследовании хаотичны, они часто промахиваются, желая взять отдалённый предмет или совершить с ним какое- либо действие. Всё это является следствием недоразвития тактильно- двигательной чувствительности и связанной с ней координации движений вследствие недостаточного развития каждого органа чувств в отдельности.
Таким образом, через развитие тактильно- двигательных ощущений и восприятия мы способствуем обогащению опыта ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, развиваем его отношения с окружающей средой.
Тема и ход урока |
Задачи |
Тип и вид урока |
Форма организации урока, приемы |
Словарь |
Оборудование |
Мои руки, мои ноги. |
1 |
комбинированный урок; |
Форма организации урока - подгрупповая. |
1 |
1 |
Ход:
1.Организациооный этап.
- Поздороваемся с гостями: глубоко вдохнём и произнесём: (вдох) «Мы рады!» (вдох) «Мы рады видеть!» (вдох) «Мы рады видеть вас!» Улыбнёмся гостям и покажем, что мы рады их видеть.
- «Поздороваемся руками и ногами». |
Развитие речевого дыхания.
Настроить ребёнка на включение в совместную деятельность, сформировать положительное эмоциональное состояние детей. |
урок- путешествие по сказке; |
Упражнение на дыхание (развитие длительности и плавности выдоха)
Игровая ситуация
|
Здравствуйте, ручки и ножки |
1 |
- мотивационный момент: как вы думаете, что лежит под платочком? Потрогайте, может, теперь догадаетесь? (открыть платок). Из какой сказки эти персонажи? А вы хотите сейчас отправиться в путешествие по сказке? Только сказка у нас будет волшебная, необычная. Итак- в путь! Встанем в кружок и закроем глазки.
(звучит музыка) |
формирование мотивации к уроку
|
1 |
1 |
|
игрушки по сказке, платочек |
2. Основной этап.
а) «Жили- были дед и баба. Хотел посадить дед репку, да Баба Яга в огород не пускает: «Вот выполнишь задание, тогда и пущу: найди в чашах семечко репки»( видите какая волшебная сказка- Баба Яга здесь есть).
- В какой чашке ручкам приятнее купаться? |
Развитие тактильной чувствительности.
развитие эмоционального отклика
|
1 |
Упражнение |
Семечко |
4 чашки:
с пуговицами, с шариками,
с горохом,
с солью (в них спрятаны по 4 косточки). |
- Пустила Баба Яга деда в огород, посадил он репку. Выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть, тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, да Баба Яга и её не пускает, велит задание сделать:
-Узнайте, какая начинка в пирожке («Пирожок»). |
Развитие осязания, чувства давления, активизация движений пальцев |
1 |
Дидактическая игра «Пирожок» |
пирожок, начинка
|
Поролоновые пластины, между ними вклеены горох, фасоль и рис |
- Справились вы с этим заданием. Баба Яга впустила бабку в огород. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытащить не могут. Позвала бабка внучку. А Баба Яга тут как тут, задание просит выполнить («Чудесный мешочек»).
- Вам надо на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти понравившийся предмет и описать, какой он?
- Какой предмет вам приятней брать в руки? |
Развитие тактильного восприятия, восприятие чувства тяжести.
развитие эмоционального отклика |
1 |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Мягкий, твёрдый, гладкий, колючийшавыйй гладкий и шершавыйе качественного словаря., тяжёлый, лёгкий, пушистый
|
Мячи: мягкий, пластмассовый гладкий и колючий; кубики: мягкий, деревянный и пластмассовый |
- Справились вы и с этим заданием. Вошла внучка в огород. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. А Баба Яга за своё: выполнить задание просит:
- Пройти по тропинке для ног.
- По каким кочкам вам приятно идти, а по каким нет? |
Развитие тактильного восприятия, координация движений, профилактика плоскостопия.
развитие эмоционального отклика |
1 |
Дидактическое упражнение «Сенсорная тропа» |
Мягкий, твёрдый, колючий
приятный, неприятный
|
Дорожка, на которой с помощью липучек закрепляются мешочки с разными наполнителями (тряпочки, пуговицы, горох, песок, шишки, вата, поролон). |
- С этим заданием вы так же справились. Зашла Жучка в огород. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Опять Баба Яга не пускает, задание приготовила («Найди ящичек»):
-Я завяжу вам глаза, ваш напарник будет подавать коробки и ящички к ним: вы находите подходящий ящичек.
- Какие коробочки вам понравились? |
Развитие движений кистей рук, осязательного ощущения, зрительного восприятия, внимания.
развитие эмоционального отклика |
1 |
Дидактическая игра «Найди ящичек» |
Мягкий, пушистый, шершавый, гладкий |
Набор спичечных коробков, которые оклеены различными материалами (шерсть, бархат, фольга, наждачная бумага, картон, шелк, вельвет). |
- Придётся Бабе Яге впустить кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. А Баба Яга опять тут как тут, не пускает, новое задание приготовила («Что в мешочке?»):
- Вы должны, ощупывая мешочки, определить, что находиться в мешочке. И найти баночку с этим наполнителем.
- Какой из этих мешочков вам приятней было ощупывать? |
Развитие тактильно- двигательного восприятия, зрительного восприятия, мышления,
развитие эмоционального отклика |
1 |
Дидактическая игра «Что в мешочке?» |
Мешочек, горох, манка, вата, и т. д. |
1 |
- Справились вы и с этим заданием. Пришлось Бабе Яге пустить и мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка аз бабку, бабка аз дедку, дедка аз репку тянут - потянут, тянут - потянут…
- Давайте поможем тянуть репку: с силой тянем репку, отдохнули, опять тянем – отдохнули, опять тянем - вытянули репку.
- Посмотрите, какая репка выросла! Удивимся этому. - Этой репки на всех хватит. Обрадуемся.
- Рассердимся на Бабу Ягу из-за того, что героям сказки мешала репку тянуть.
- А вам не жалко Бабу Ягу? Она плачет. Покажем, как она плачет.
- Давайте её пожалеем, скажем, чтобы она не плакала. - Пригласим ее репкой угоститься: «Приходи к нам, Баба Яга, репку кушать!»
- Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Встанем в круг, закроем глазки и вернёмся из сказки.(звучит музыка). Вспомните, какое задание Бабы Яги вам больше всего понравилось и запомнилось. А что вас огорчило на занятии, рассердило?
- Мне очень понравилось, как вы занимались (далее оценивание каждого ребёнка) |
Расслабление и напряжение мышц рук и ног.
Развитие эмоциональной сферы
Развитие памяти. |
1 |
Психогимнастика |
1 |
1 |
|